Александр Блок - Скифы

 

Антология русской поэзии 



Скифы

Мильоны — вас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы,
С раскосыми и жадными очами!

Для вас — века, для нас — единый час.
Мы, как послушные холопы,
Держали щит меж двух враждебных рас
Монголов и Европы!

Века, века ваш старый горн ковал
И заглушал грома, лавины,
И дикой сказкой был для вас провал
И Лиссабона, и Мессины!

Вы сотни лет глядели на Восток
Копя и плавя наши перлы,
И вы, глумясь, считали только срок,
Когда наставить пушек жерла!

Вот — срок настал. Крылами бьет беда,
И каждый день обиды множит,
И день придет — не будет и следа
От ваших Пестумов, быть может!

О, старый мир! Пока ты не погиб,
Пока томишься мукой сладкой,
Остановись, премудрый, как Эдип,
Пред Сфинксом с древнею загадкой!

Россия — Сфинкс. Ликуя и скорбя,
И обливаясь черной кровью,
Она глядит, глядит, глядит в тебя
И с ненавистью, и с любовью!...

Да, так любить, как любит наша кровь,
Никто из вас давно не любит!

Забыли вы, что в мире есть любовь,
Которая и жжет, и губит!

Мы любим все — и жар холодных числ,
И дар божественных видений,
Нам внятно всё — и острый галльский смысл,
И сумрачный германский гений...

Мы помним всё — парижских улиц ад,
И венецьянские прохлады,
Лимонных рощ далекий аромат,
И Кельна дымные громады...

Мы любим плоть — и вкус ее, и цвет,
И душный, смертный плоти запах...
Виновны ль мы, коль хрустнет ваш скелет
В тяжелых, нежных наших лапах?

Привыкли мы, хватая под уздцы
Играющих коней ретивых,
Ломать коням тяжелые крестцы,
И усмирять рабынь строптивых...

Придите к нам! От ужасов войны
Придите в мирные обьятья!
Пока не поздно — старый меч в ножны,
Товарищи! Мы станем — братья!

А если нет — нам нечего терять,
И нам доступно вероломство!
Века, века вас будет проклинать
Больное позднее потомство!

Мы широко по дебрям и лесам
Перед Европою пригожей
Расступимся! Мы обернемся к вам
Своею азиатской рожей!

Идите все, идите на Урал!
Мы очищаем место бою
Стальных машин, где дышит интеграл,
С монгольской дикою ордою!

Но сами мы — отныне вам не щит,
Отныне в бой не вступим сами,
Мы поглядим, как смертный бой кипит,
Своими узкими глазами.

Не сдвинемся, когда свирепый гунн
В карманах трупов будет шарить,
Жечь города, и в церковь гнать табун,
И мясо белых братьев жарить!...

В последний раз — опомнись, старый мир!
На братский пир труда и мира,
В последний раз на светлый братский пир
Сзывает варварская лира!
 

 

«Скифы» — стихотворение Александра Блока

Стихотворение «Скифы» было написано в течение двух дней — 29 и 30 января 1918 года, сразу же после окончания поэмы «Двенадцать». Представление об общественно-политических взглядах Блока дают его записи в дневнике и записных книжках за этот период. Наиболее существенными, по мнению комментатора его творчества Вл. Орлова, являются записи от 11 января, когда из газет поэту стало известно о возобновлении советской делегацией мирных переговоров в Брест-Литовске с немцами, а также от 29 января. Срыв мирных переговоров серьёзно переживался Блоком, его негодование вызывали не только немцы, но и союзники.

 

11 января 1918 года «„Результат“ брестских переговоров (то есть никакого результата, по словам „Новой жизни“, которая на большевиков негодует). Никакого — хорошо-с. Но позор 3,5 лет („война“, „патриотизм“) надо смыть. Тычь, тычь в карту, рвань немецкая, подлый буржуй. Артачься, Англия и Франция. Мы свою историческую миссию выполним. Если вы хоть „демократическим миром“ не смоете позор вашего военного патриотизма, если нашу революцию погубите, значит, вы уже не арийцы больше. И мы широко откроем ворота на Восток. Мы на вас смотрели глазами арийцев, пока у вас было лицо. А на морду вашу мы взглянем нашим косящим, лукавым, быстрым взглядом; мы скинемся азиатами, и на вас прольется Восток. Ваши шкуры пойдут на китайские тамбурины. Опозоривший себя, так изолгавшийся, — уже не ариец. Мы — варвары? Хорошо же. Мы и покажем вам, что такое варвары. И наш жестокий ответ, страшный ответ — будет единственно достойным человека (…) Европа (ее тема) — искусство и смерть. Россия — жизнь».


Александр Блок: понятый гений великой эпохи


 

Александр Александрович Блок был единственным русским поэтом, который в школьной программе СССР по литературе не только, как Максим Горький, предупреждал и призывал «грянет буря», но и описывал её изнутри взрыва, был единственным, кому в школьном курсе литературы было позволено поставить в финале своего творчества Иисуса Христа («Двенадцать»), он был главным, кто личным присутствием вытащил и спас из забвения всю великую литературу русского начала ХХ века. Просто потому, что он ни в чём не пощадил себя. «Аще зерно пшенично пад на земли не умрет, едино пребывает».

В 1956-ом году Пастернак, для которого Блок был барометром эпохи и одним из ярчайших явлений Серебряного века, пишет о поэте:

Блок на небе видел разводы.

Ему предвещал небосклон

Большую грозу, непогоду,

Великую бурю, циклон.

Блок ждал этой бури и встряски,

Ее огневые штрихи

Боязнью и жаждой развязки

Легли в его жизнь и стихи.

Одно из самых прекрасных стихотворений Марины Цветаевой также посвящено Александру Блоку.

Имя твое — птица в руке,

Имя твое — льдинка на языке.

Одно-единственное движенье губ.

Имя твое — пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд,

Всхлипнет так, как тебя зовут.

В легком щелканье ночных копыт

Громкое имя твое гремит.

И назовет его нам в висок

Звонко щелкающий курок.

Имя твое — ах, нельзя! —

Имя твое — поцелуй в глаза,

В нежную стужу недвижных век.

Имя твое — поцелуй в снег.

Ключевой, ледяной, голубой глоток…

С именем твоим — сон глубок.

Встреча Сергея Есенина с Блоком также произвела неизгладимое впечатление на 19-летнего юношу: «Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта», — напишет он позже в своей автобиографии.

«Мы пили и пьянели, читая стихи Блока, как Блок пил и хмелел, создавая их», — писал Юрий Анненков.

После революции Блок сотрудничает в Репертуарной секции Театрального отдела Наркомпроса, в издательстве «Всемирная литература», входит в дирекцию Большого драматического театра. В это время поэт почти не создает новых стихов.


Поэма «Двенадцать», ее финальный образ — Иисус Христос, возглавляющий шествие двенадцати красноармейцев, вызвал «бурю страстей» в литературном стане. Поэма была резко негативно встречена Гиппиус, Мережковским, Сологубом, но в то же время ее высоко оценили Белый и Волошин.

Блок стал свидетелем революционных событий в России. Февральскую и Октябрьскую революции молодой поэт воспринял с восторгом и готовностью. Он отказался от эмиграции, считая, что должен быть с Россией в трудное время и он стал работать редактором в Чрезвычайной следственной комиссии. В 1918 году он создаёт свою знаменитую поэму «Двенадцать», написанную в новой, совсем не «символистской» манере.

В современной школьной программе А. Блок широко представлен:

А.А. Блок
"Двенадцать"
«Родина»
"На железной дороге"
"О, я хочу безумно жить..."
«Да, так диктует вдохновенье»
"Сольвейг"
«Ты — как отзвук забытого гимна»
"О доблестях, о подвигах, о славе"

«Летний вечер»
«О как безумно за окном...»
"О весна без конца и без краю"
«Ветер принес издалека…»
«Заклятие огнем и мраком»
"В ресторане"
"Как тяжело ходить среди людей..."
«Возмездие»
«Ямбы»
«Ушла. Но гиацинты ждали…

И это не весь список произведений


Обсудить у себя 2
Комментарии (11)

Читается легко… когда-то в молодости читали мы его на уроках литературы… в сейчас дети его стихи читают?

Я немного расширил статью. Рекомендую перечитать. Там я указываю, какие произведения входят в школьную программу...

ага! так у нас в программе гораздо меньше было… значит не все так плохо в современной России… это замечательно!

 

А вы прочитали, что пишет в коменте ниже Людмила Крылова?

Да, но дело в том что мы как раз изучали 12 в школе… я вот только не помню, это было на внекласном чтении, или по программе…  не помню вот ...

 

Это было в программе 8-го класса....

Комментарий был удален

           В этом году  издана моя книга «Литературные теоремы», в которой на основе христианской  символике представлены доказательства того, что «Иисус Христос в белом венчике из роз» в поэме А. Блока «Двенадцать» — Антихрист, (ведь поэма написана на евангельский сюжет), а революция представлена как бесовщина.      Советская литературная критика извратила содержание поэмы, поэтому её не любят, не понимают от того и не включают изучение поэзии Блока в школе.  Даю ссылку на книгу.  ridero.ru/books/literaturnye_teoremy_iih_dokazatelstva

Меня всегда настораживают и удивляют люди, которые всю свою сознательную жизнь прожили в СССР, состояли в КПСС, проповедовали Марксизм — Ленинизм и вдруг, когда это стало модным, в одночасье  поменяли свои взгляды и мировоззрение. Начали сочинять какие то свои Библейские истории, перекраивать тысячелетние писания Библии, выдумывать новомодные теории «заговора»… Можно в чём угодно обвинять ни только Блока, но и любого пишущего человека…
Только есть простая истина — «ПРЕЖДЕ ЧЕМ ОБВИНЯТЬ — НАПИШИ ЛУЧШЕ»!
А.Блок широко представлен в школьной программе:
 А.А. Блок

"Двенадцать"
«Родина»
"На железной дороге"
"О, я хочу безумно жить..."
«Да, так диктует вдохновенье»
"Сольвейг"
«Ты — как отзвук забытого гимна»
"О доблестях, о подвигах, о славе"
«Летний вечер»
«О как безумно за окном...»
"О весна без конца и без краю"
«Ветер принес издалека…»
«Заклятие огнем и мраком»
"В ресторане"
"Как тяжело ходить среди людей..."
«Возмездие»
«Ямбы»
«Ушла. Но гиацинты ждали…

… И это не полный перечень...
 

      Сергей, Вы  путаете модное с с доступным. Когда это в школе изучали Евангелие или Библию, основы иконописи или христианскую символику. И счего Вы решили, что все состояли в КПСС? В моём окружении нет людей, которые бы изучали М.- Ленинизм. И где Вы прочитали, что я обвиняю Блока?  Я лишь прочитала поэму «Двенадцать» с точки зрения христианской символики и моя книга вошла в 16 научных библиотек страны. 

Людмила, я не знаю, что Вы и с чем попутали, только вот Христиан в России, в последние годы, стало меньше, а мусульман — больше. Каждые 4 минуты, один из студентов в Питере принимает ислам. Может Вы книжки не о том пишите, что идёт такое отторжение от православия? Вы видимо забыли, что в Москве, начиная с Казанского вокзала, начинается исламский Татарстан? Что у нас много национальная и много конфессиональная страна?
Я вас совершенно не знаю, так же, как и Вы меня, может вы из семьи потомственных священников, может жили за границей, мне это совершенно фиолетово. Только в СССР все были и октябрятами, и пионЭрами, и комсомольцами.  А уж Советский писатель, как и любой руководитель обязан был быть членом КПСС.  
Вы, Людмила, пришли на мою страничку и бесцеремонно всучили мне ссылку на свою книгу, которую надо читать за деньги..., Так называемый бизнес по русски.

Достаточно прочитать заголовок, всё остальное становится ясным. «ЖЕНЫ, НЕ БОГОСЛОВСТВУЮТ»! Надеюсь Вам знакомо это выражение. Я предпочитаю изучать Библию и читать  Псалтирь.

Ваша цитата: " в поэме А. Блока «Двенадцать» — Антихрист, (ведь поэма написана на евангельский сюжет), а революция представлена как бесовщина". Это ли не «щелчёк» уважаемому поэту?

Это ответ на ваш вопрос, в отношении к Блоку. Всех Вам благ!

Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети:

Сергей Александрович
Сергей Александрович
сейчас на сайте
63 года (05.01.1954)
Читателей: 36 Опыт: 0 Карма: 1
Я в клубах
йога для души и тела Пользователь клуба
Любимчики Пользователь клуба
Город над Невой!!! Пользователь клуба
Главные новости дня Пользователь клуба
Город Пользователь клуба
Кто чем может,тот тем и думает... Пользователь клуба
ЮМОР Х.М. Пользователь клуба
Сообщество фотолюбителей Пользователь клуба
Конкурсы, акции, флешмобы MyPage Пользователь клуба
Любители книг Пользователь клуба
Фотографируем Пользователь клуба
Русский язык Пользователь клуба
Новичкам MyPage.Ru Пользователь клуба
Служба помощи MyPage.Ru Пользователь клуба
Старики не разбойники Пользователь клуба
все 65 Мои друзья